Вопрос покупки целого подержанного автомобиля обсуждался в предыдущей статье. Главная тема этой – покупка аварийного автомобиля на дилерских salvage-аукционах. Речь идет об аукционе copart и его аналогах.
Начнем с того, что подобного рода аукционы специализируются на продаже аварийной техники. Причем не только автомобилей: катера, мотоциклы, тягачи – это далеко не полный список. В статье речь пойдет только об автомобилях, хотя большая часть информации применима и к остальному.
Автомобили на salvage-аукционы поступают поврежденными – это понятно. Источники поступления, в большинстве случаев, страховые компании (страховка в США обязательное явление). Реже от частных лиц и фирм, специализирующихся на продажах аварийной техники. Однако, не все дилерские аукционы допускают к участию частных лиц и иных организаций помимо страховых компаний.
Автомобили на аукционах аварийных автомобилей, как правило, со статусом «salvage» или другим статусом, которые информируют том, что ездить на такой машине по территории США запрещено. В непригодную категорию автомобиль попадает в случае, если по оценкам экспертов страховой компании или другой организации стоимость восстановления является экономически нецелесообразной и составляет более половины оценочной стоимости целого автомобиля (определяется исходя из пробега и возраста авто). Владелец поврежденного автомобиля получает возмещение ущерба, а сам автомобиль отправляется «под молоток» на дилерский аукцион. Причин получения статуса «salvage» предостаточно. Наиболее популярные – ДТП, вандализм, кража, наводнение, пожар и т.д.Salvage, значит «списанный в утиль» – такой статус приобретают поврежденные автомобили. Статус Salvage Title автомобиль приобретает тогда и только тогда, когда проходит через аукционы аварийной техники типа Copart, как правило посредством страховой компании. Во всех остальных случаях документы автомобиля остаются чистыми или Clear Title. Например, когда повреждения скрывают от страховой компании.
Так как в США такие автомобили становятся «неликвидными», и особого смысла покупки «salvage» автомобиля для американца нет, основная их масса идет на экспорт, через океан.
Также как и при любом другом способе, приобретение автомобиля на salvage-аукционах имеет свои тонкости. Итак, на что стоит обратить внимание и откуда ожидать засады.
Оценка состояния автомобиля по фотографиям
Покупка на таких аукционах осуществляется на основе изучения фотографий, предоставленных аукционом. Понятно, что одних фотографий низкого разрешения не достаточно, чтобы более-менее объективно оценить состояние автомобиля. Однако, в нашем случае выбирать не приходится. Нужно лишь придерживаться некоторых правил.
С виду целый или немножко помятый автомобиль с «salvage» title должен насторожить. Не нужно думать, что американцы глупые люди. Большая вероятность того, что такой экземпляр «подшаманенный». Такие автомобили негласно называют «муляжами». Чаще всего встречаются на аукционе Copart. Если установлены новые кузовные детали, это не из-за доброты продавца, а из-за желания скрыть более значительные повреждения. За чистой внешностью может скрываться предстоящий капитальный ремонт двигателя, нарушенная геометрия кузова либо одно из множества возможных скрытых дефектов.
Целые подушки являются существенным плюсом и дают приблизительное представление о силе удара. Хотя у многих машин даже от слабого удара раскрываются подушки. В любом случае, целые подушки это хорошо.
Отсутствие фотографии моторного отсека или другого места в автомобиле не имеет однозначной причины: не было возможности сфотографировать (например, капот заклинило), работник аукциона забыл сфотографировать, чаще – попытка скрыть откровенные дефекты. Стоит избегать лотов с размытыми фотографиями – это также признак недобросовестного деяния.
Наличие фотографии с VIN-кодом дает возможность узнать и проверить год и месяц выпуска, комплектацию, двигатель и другую информацию производителя.
Спецсимволы на стеклах автомобиля и номер лота
Опытные специалисты по покупке автомобилей из США владеют способностью читать спецсимволы, которые нанесены на стекла автомобиля. Под этими символами срыта дополнительная информация, такая например как источник поступления автомобиля. Автомобиль, который поступил не от страховой компании по возможности нужно избегать в силу того, что именно они часто разочаровывают покупателя предстоящей капиталкой или другой неприятностью.
Пробег
В большинстве случаев пробег указан реальный. Кстати, на аукционных листах есть специальная пометочка о достоверности пробега, которая принимает следующие значения: «Действительный», «Не действительный». Скручивать пробег в США уголовно наказуемое дело, поэтому находится мало дураков, которые рискуют свободой ради незначительной выгоды.
Понятно, что чем меньше пробег, тем лучше. Но и это не всегда верно – автомобиль могли эксплуатировать в жестких условиях и убить за 50 000 миль. Или накатать на круиз-контроле по хайвэям 350 000 миль. Последний вариант предпочтительней. Однако, об этом вы узнаете только после тщательного осмотра автомобиля специалистами.
Заводится ли двигатель и есть ли ключи
Ключи могут быть, а могут отсутствовать. В любом случае, наличие ключей это хорошо. Отсутствие ключей в автомобиле без повреждений свидетельствует о возможных серьезных механических проблемах.
Что касается заводки, то здесь 3 случая: «заводится», «не заводится», «не проверялась».
Отметка «не проверялась» и наличие ключей настораживает. Автомобили с небольшими повреждениями, у которых есть фотография с включенным зажиганием, но стоит отметка “не проверялась” лучше вообще избегать.
Отметка «заводится и едет» говорит о том, что работник аукционной площадки завел двигатель и проехал метров 5. Но это не говорит о том, что автомобиль сможет проехать большое расстояние.
Отметка «не заводится» не говорит однозначно, что здесь есть место механическим повреждениям. Причиной может быть отсутствие бензина или наличие вместо бензина «другой жидкости», севший аккумулятор, перегоревший предохранитель либо еще какая-нибудь мелочь.
Отметка «автомобиль поврежден водой»
Не означает, что автомобиль был полностью под водой. Возможно, залило салон, а основные важные компоненты не повреждены. Однако не стоит рисковать и рассматривать утопленников, если нет возможности провести полную диагностику этого автомобиля перед покупкой. Покупка утопленника чревата полной разборкой автомобиля в том числе и двигателя, заменой электропроводки, перешивкой салона и т.п.
Транспортировка
Транспортировка, как правило, проходит в несколько этапов:
- погрузка автомобиля на месте покупки,
- разгрузка/погрузка в порту отправления,
- разгрузка/погрузка в порту получения,
- разгрузка в месте назначения.
Достаточно большой путь, чтобы с автомобилем что-нибудь случилось. Автомобили при разгрузке и погрузке могут поцарапать, добавить лишнюю вмятину.
Имели место и случаи краж во время переразгрузок, хотя и очень редко. Так что если машина не застрахована будьте готовы к тому, что снятую магнитолу вам никто не вернет и затраты на ремонт повреждений, полученных в результате транспортировки также лягут на вас. Редко, но бывает. Ситуация не так страшна, когда у выбранного вами посредника есть свой человек на всех этапах транспортировки.
Aвтомобили из Северной Америки транспортируют морем, а запчасти чаще всего проделывают этот путь через воздух посредством компаниий, осуществляющих
Вывод:
Все эти факты и догадки я пишу не для того, чтобы отбить у вас желание покупки автомобиля за океаном. Ведь, не все машины «подшаманеные», не все царапаются во время транспортировки и разворовываются по дороге. Это просто информация к размышлению, чтобы к случаю неудачной покупки вы были готовы. И задача профессионального посредника помочь избежать такой ситуации.
Лично я знаю 4 человека, которые довольны покупкой автомобиля из США. Знаю много людей, которые ругают и рассказывают всем чужой горький опыт, хотя сами никогда не пробовали. И не знаю ни одного человека, который рвал на себе волосы от сожаления. Может моим знакомым просто везло?
Покупка автомобиля из США это не всегда выбор скупого. Это также выбор рационального человека, который при определенном риске в качестве награды может получить отличный автомобиль по ликвидной цене.
Заплатить неоправданно высокую стоимость за автомобиль из автохаусов Европы, купить однозначно восстановленный автомобиль у наших «перекупщиков», рискнуть и за меньшую сумму купить отличный автомобиль или попасть на не очень качественный экземпляр?
Риск или деньги – выбор за вами. Если вы не готовы идти на риск лучше откажитесь от покупки подержанного автомобиля вообще. А все «за» и «против» покупки автомобиля из США попытаюсь изложить в следующей статье.