«Заводя женщину, проверь есть ли у нее тормоза»
Весна, если не для всех, то, по крайней мере, для большинства водителей самая долгожданная пора года. Порядком надоевшие за зиму долгие прогревы, чистка автомобиля от снега, стекол от корки льда и, конечно же, наскучившая осторожная езда и медленные старты. После зимних испытаний весна как глоток чистого воздуха. Время, когда на прогревы уходит гораздо меньше времени. Время, когда пора менять зимнюю резину на летнюю, думая, что последняя пахнет приятнее. И наконец, время, когда имеет смысл проверить тормоза.
Тормозная система достаточно важная часть автомобиля. Однако, многие водители пренебрегают ее обслуживанием, ограничиваясь, разве что, заменой колодок. Признаться, и для меня тормоза были не в приоритете. До тех пор, пока на практике не убедился в их важности. В экстремальной ситуации тормоза повели себя не самым лучшим образом и, чуть было, не разочаровали меня о впереди едущий автобус.
Это был второй случай. Случай, когда педаль тормоза была вжата в пол, а визга покрышек так и не довелось услышать. Поэтому разобраться, куда «пропали» тормоза стало самой приоритетной задачей. И под «разобраться» я подразумеваю не просто проверку тормозных колодок, а полное обслуживание всей тормозной системы:
- 1. Проверка и восстановление суппортов c заменой пыльников
- 2. Проверка и замена тормозных колодок
- 3. Замена тормозной жидкости и ее прокачка в системе
По традиции мы начнем с теории, чтобы все наши последующие действия были предельно понятными.
Тормозная система – теория
Рассмотрим вкратце классическую тормозную систему с дисковыми тормозами. Принцип работы тормозной системы, думаю, не нуждается в особом объяснении. Вы, нажимая на педаль тормоза, передаете усилие через ряд компонентов тормозной системы на колесные тормозные механизмы, которые, в свою очередь, воздействуют на тормозные диски, прижимая к ним колодки и тем самым останавливая их вращение и, соответственно, автомобиль в целом.
Кроме дисковых существуют еще и барабанные тормоза. Их устанавливают на заднюю ось менее мощных модификаций Honda Civic. Они имеют свои преимущества и недостатки. Но главный их недостаток – отсутствие должной вентиляции и, как следствие, перегрев при частых экстремальных торможениях, что неизбежно снижает эффективность тормозов.
Условно всю тормозную систему можно разделить на тормозной привод и тормозной механизм. Тормозной механизм выполняет непосредственную работу торможения. Тормозной привод – та часть тормозной системы, которая при нажатии на педаль тормоза передает усилие от педали непосредственно на тормозные механизмы. Т.е ваша нога – источник усилия, тормозной привод – передатчик усилия, тормозной механизм – исполнитель.
- Тормозной привод
- Педаль тормоза
- Усилитель тормозов
- Главный тормозной цилиндр
- Распределитель тормозных усилий
- Магистрали с тормозной жидкостью
- Тормозной механизм
- Тормозной диск
- Суппорт тормозной
- Тормозные колодки
Каждый компонент системы выполняет свою роль. Вы нажимаете на педаль тормоза. Усилитель тормозов, в нашем случае вакуумный, – усиливает нажатие и передает его главному тормозному цилиндру. Главный тормозной цилиндр начинает нагнетать давление в тормозные магистрали, сжимая тормозную жидкость. Давление от главного тормозного цилиндра через магистрали с тормозной жидкостью передается к суппортам. Заполняя цилиндр в суппорте, тормозная жидкость выталкивает из цилиндра поршень, который прижимает колодки к тормозному диску.
За счет сил трения колодки останавливают тормозной диск. Тормозной диск жестко крепится к ступице колеса. Именно поэтому остановка тормозного диска останавливает колесо и, соответственно, автомобиль в целом.
В этой цепочке, в разрыве между главным тормозным цилиндром и суппортами, есть еще один компонент – распределитель тормозных усилий, который предназначен для оптимального распределения тормозного усилия по осям. По классической схеме на заднюю ось должно приходиться примерно 30% всего тормозного усилия, а на переднюю 70%. В противном случае задние колеса будут постоянно блокироваться, провоцируя заносы.
Закисшие направляющие и, в меньшей степени, заклинивший поршень суппорта – самые частые неисправности в тормозной системе. Конечно, если такие неисправности имеют место быть, эффективность тормозов значительно снижается, автомобиль нажинает уводить в сторону при торможении, тормозные колодки расходуются неравномерно. В конечном итоге неисправная работа суппортов приводит к неправильному распределению тормозных усилий, что на высоких скоростях всегда очень опасно.
Всю работу по непосредственному торможению выполняет именно тормозной суппорт, функционирование которого заключается в прижимании тормозных колодок к тормозному диску. Колодки и тормозной диск при этом выполняют пассивную роль. Поэтому надлежащее состояние тормозных суппортов залог эффективного торможения и вашей уверенности в них.
Чтобы содержать суппорты в исправном состоянии их необходимо периодически обслуживать. Часто это означает их разборку и чистку, смазывание специальной смазкой с последующей сборкой. Не лишним будет также проверить на целостность резиновые уплотнители, так как повреждения последних часто являются следствием неисправности в суппорте. Например, при разрыве пыльника поршня в цилиндр суппорта попадает грязь с дороги, которая царапает и поршень и цилиндр, что впоследствии приводит к появлению ржавчины и подклиниванию поршня.
Правильный выбор смазки определяет, на сколько долго будут работать тормозные суппорты после их обслуживания. Обычные смазки типа «Литол» или «Графитная» использовать нельзя, хотя многие этим правилом пренебрегают. Тормозной суппорт располагается в нижней части автомобиля и, помимо высочайших температурных нагрузок при трении, постоянно подвергается химическому воздействию дорожной грязи и соли. Как минимум, по одному из этих критериев – температурному режиму, смазка типа «Литол» или «Графитная» не справятся и со временем вытечет, т.к. при высоких температурах становится слишком жидкой. На сегодняшний день есть много специализированых смазок и именно их нужно использовать.
Проверка и восстановление суппортов передних тормозов
Итак, наша задача в рамках обслуживания переднего суппорта – разобрать суппорт, очистить от старой смазки, смазать свежей специальной, проверить резиновые уплотнители на целостность и заменить их если они повреждены, и собрать все в обратном порядке.
Для доступа к тормозному механизму, который находится непосредственно за колесом, необходимо установить автомобиль на подпорки и снять колесо. Чтобы заменить тормозные колодки переднего суппорта достаточно только открутить нижний болт, который крепит корпус суппорта к скобе и откинуть корпус суппорта вверх. Изношенные колодки снимаются, на их место в таком же положении (запомните при снятии) устанавливаются новые. К установке новых колодок мы еще вернемся, а пока нам надо только снять старые, чтобы аккуратно извлечь весь суппорт в сборе. Итак:1.1. Открутите нижний болт крепления корпуса суппорта к скобе и откиньте его вверх, обеспечив тем самым доступ к тормозным колодкам. Извлеките последние с посадочных мест.
1.2. Открутите верхний болт крепления корпуса суппорта и вывесьте его на проволоке к любому элементу подвески, не отсоединяя при этом магистраль с тормозной жидкостью.
1.3. Открутите болты крепления скобы суппорта к кулаку и извлеките скобу в сборе с направляющими и фиксаторами колодок.
1.4. Извлеките поршень из корпуса суппорта. Для этого удобно расположите, еще не отсоединенный от тормозной магистрали корпус суппорта и нажимайте на педаль тормоза до тех пор пока нагнетаемое давление в тормозной системе не выдавит поршень из цилиндра. Будьте готовы к тому, что из освободившегося цилиндра начнет вытекать жидкость. Это не совсем правильный метод извлечения поршня, но в условиях отсутсвия сжатого воздуха, а именно им выталкивают поршень по инструкции, этот метод является самым подходящим.
1.5. После извлечения поршня с корпуса суппорта отсоедините тормозную магистраль и закупорьте последнюю, чтобы предотвратить дальнеейшее вытекание жидкости. Для закупоривания можно использовать заранее приобретенный болт М12 – болт будет выполнять роль крепежного штуцерного болта, а гайка роль крепежного отверстия в корпусе суппорта.С обоих сторон уплотняем “закупорку” любым мягким материалом, например резиной.
Тормозная жидкость в течение всей процедуры должна оставаться на уровне. Во-первых для того, чтобы тем же методом вытолкнуть поршни оставшегося суппорта. Во-вторых, чтобы в тормозную систему не попал воздух. Поэтому, после каждой проливки проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и в случае необходимости долейте до уровня MAX. Само собой, несколько бутылочек тормозной жидкости вы предусмотрительно приобрели заранее.
После всех вышеуказанных процедур у вас на чистой свободной поверхности должны лежать скоба и корпус суппорта, которые необходимо разобрать до последнего винтика.2.1. Корпус суппорта, практически разобран. Необходимо только снять уплотнительное кольцо в циллиндре и пыльник поршня. Последний зафиксирован при помощи стального кольца, прижимая пыльник к канавке в цилиндре снимите его, поддев отверткой или другим острым предметом. Уплотнительное кольцо в цилиндре желательно снимать неметаллическим инструментом, чтобы избежать повреждения зеркала цилиндра.
2.2. Теперь перейдем к скобе. Снимите со скобы фиксаторы тормозных колодок, предварительно запомнив их правильное расположение. Вытяните обе направляющие из посадочных мест в скобе суппорта, а также их пыльники.
Если вы ничего не пропустили то перед вами должен лежать полностью разобранный передний суппорт, как на вышерасположенной фотографии (на фото уже очищенные компоненты). После полной разборки вы увидете в каком состоянии был суппорт. В моем случае одна из направляющих левого переднего суппорта “закисла”, вследствии чего при торможении меня постоянно уводило в сторону. Также это явилось основной причиной неравномерного износа колодок. Теперь ваша задача вычистить все элементы суппорта до блеска с применением чистящих жидкостей. После чистки оцените состояние рабочих поверхностей поршня и цилиндра в суппорте. В идеале на них не должно быть никаких задиров и царапин.
Перед началом сбора суппорта подготавливаем заранее приобретенный ремкомплект, в который, как правило входят: пыльники направляющих, пыльник поршня, уплотнительное кольцо в цилиндре и несколько других мелочей. Ремкомплекты некоторых производителей содержат специальную смазку. Если нового ремкоплекта нет тщательно очистите старые компоненты и убедитесь что они целые. Однако, иметь в распоряжении ремкомлект на каждый суппорт было бы правильнее. В моем случае на одном суппорте был порван пыльник поршня, на другом – пыльник разорвался при снятии.
Перейдем к непосредственной сборке суппорта.3.1. Смочите новое уплотнительное кольцо чистой тормозной жидкостью и заправьте ее в нижнюю канавку в цилиндре суппорта. Удостоверьтесь, что кольцо не перекручено.
3.2. Заправьте пыльник поршня в верхнюю канавку в цилиндре суппорта и закрепите стальным стопорным кольцом. Проследите за полнотой посадки фланца пыльника в канавке.
3.3. После этого обильно смажьте поршень чистой тормозной жидкостью, аккуратно протолкните его сквозь новый пыльник и заправьте в цилиндр суппорта (поршень должен входить в цилиндр с небольшим сопротивлением). Удостоверьтесь, что пыльник попал в посадочную канавку на поршне. Кстати, продеть поршень в пыльник оказалось самым сложным занятием. Поэтому, заранее подумайте о помощнике, который поможет это сделать. Сэкономите достаточно много времени.
3.4. Установите пыльники направляющих на свои места в скобе.
3.5. Смажьте очищенные направляющие специальной смазкой и заправьте их в посадочные места в скобе. Для большей уверенности смазку можно добавить и в сами посадочные места.
Проверка и восстановление суппортов задних тормозов
Переборка заднего тормозного суппорта процедура более трудоемкая, т.к задний суппорт имеет более сложную конструкцию. Во многом это связано с лишним компонентом – механизма ручного тормоза.
Механизм ручного тормоза находится “на дне” цилиндра суппорта задних тормозов. Чтобы привести в действие ручной тормоз используется специальный трос, который соединяет рукоятку ручного тормоза в салоне с вышеупомянутыми механизмами в суппортах задних тормозов. При затягивании ручника механизм ручного тормоза в цилиндре выталкивает поршень, т.е. выполняет работу тормозной жидкости. Получается, что задние тормоза имеют два привода – гидравлический, который работает при нажатии на педаль тормоза, и механический, который приводится в действие ручником в салоне.
В остальном принцип действия задних дисковых тормозов аналогичен передним – тормозная жидкость выталкивает поршень, за счет чего последний прижимает тормозные колодки к тормозному диску на колесе.
Для доступа к заднему тормозному механизму, который находится непосредственно за колесом, необходимо установить автомобиль на подпорки и снять колесо, после чего приступить к непосредственному снятию и разборке заднего суппорта:4.1. Снимите защитный экран суппорта
4.2. Извлеките шплинт, соединяющий тросс ручника с механизмом на суппорте и отсоедините трос.
4.3. Отсоедините тормозную магистраль и закупорьте последнюю, чтобы предотвратить дальнеейшее вытекание жидкости. Для закупоривания можно использовать заранее приобретенный болт, как и в случае с передними тормозами.
4.4. Открутите болты крепления корпуса суппорта к скобе и извлеките корпус суппорта.
4.5. Обеспечив доступ к задним тормозным колодкам извлеките последние с посадочных мест.
4.6. Открутите болты крепления скобы суппорта к продольному рычагу подвески и извлеките скобу в сборе с направляющими и фиксаторами колодок.
Как и в случае с передними суппортами снимаем со скобы и корпуса суппорта оставшиеся компоненты.5.1. Снимите с корпуса суппорта фиксаторы тормозных колодок.
5.2. Извлеките поршень с корпуса суппорта. В отличие от передних тормозов поршень заднего суппорта выкручивается. Выкручивается со стержня, который является частью механизма ручного тормоза. Именно поэтому в переднем суппорте стержня нет и поршень извлекается с помощью давления. Для выкручивания поршня используйте узкогубцы, при их отсутствии – плоскогубцы.
5.3. Вытяните обе направляющие из посадочных мест в скобе суппорта, а также их пыльники.
5.4. Снимите пыльник поршня.
Если у вас как и у меня нет специального съемника, с помощью которого извлекается механизм ручного тормоза с цилиндра, то это все пункты разборки заднего суппорта.
Сборку суппортов производите в обратном порядке, предварительно очистив все компоненты от грязи и старой смазки. Не забудьте смазать направляющие специальной смазкой аналогично направляющим суппортов передних тормозов. Проверьте на наличие признаков утечек штуцерные соединения тормозных линий.
* * *
После установки всех колес затяните колесные болты и, конечно же, проверьте уровень тормозной жидкости. Благодаря проделанной работе над восстановлением тормозных суппортов вы должны почувствовать, что тормоза стали работать значительно четче и информативнее. Конечно же данные работы лучше дополнить заменой колодок и прокачкой тормозной жидкости, о чем мы и поговорим в следующих статьях.